8 (343) 251-60-10
ул. Тверитина, д. 34/10
Эволюция игрушек в жизни малыша
Автор: Корякова Наталья Ивановна
Первые игрушки малыша – звучащие, твердые, максимально контрастные, легко удерживаемые в кулачке, частично влезающие в рот.
ЗВУЧАНИЕ позволяет немедленно обнаружить результат своих усилий в виде звука и способность что-то менять во внешнем мире, то есть собственное существование. Аналогичные переживания испытывают и взрослые люди, когда видят свои следы на снегу, песке, листе бумаги в процессе рисования, сталкиваются с внимательным отношением окружающих и любыми очевидными последствиями своих поступков, приводящих к изменениям во внешнем мире.
КОНТРАСТНОСТЬ обслуживает еще не достаточно установившееся зрение малыша.
ТВЕРДОСТЬ – необходимость усвоения эталонов форм (кубик, колечко, шарик и т.д.). Твердая игрушка имеет постоянную неизменную форму и название, в мягкой игрушке наибольший интерес для ребенка будут представлять ее твердые части: глаза, нос.
ВОЗМОЖНОСТЬ ОЩУПАТЬ РТОМ – компенсирует недостаточность зрения и мелкой моторики пальцев рук за счет рецепторов ротовой полости. В младенческом возрасте малыш познает предмет не столько зрительно, сколько наощупь и на слух.
ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕРЖАТЬ В КУЛАЧКЕ обслуживает хватательный рефлекс.
После усвоения эталонов форм твердые игрушки сменяют РЕЗИНОВЫЕ. Их особенность в том, что они возвращают свою форму после деформирования, как если бы разбитая ваза снова стала целой. Волшебство под названием обратимость дает опору и ощущение спокойствия во время первых экспериментов малыша. В более старшем возрасте такой же эффект на ребенка производит возможность починить сломанную игрушку, вернуть одежде чистоту, стереть и переправить линии в тетради. Не случайно ручки первоклассникам выдают только в конце года, а в тех редких случаях, когда сразу же начинают писать ручками, у ученика со сформированной учебной мотивацией в тетради можно найти много исправлений.
После освоения обратимого «разрушения» начинаются «разрушения» другого порядка под названием анализ – разделение игрушки на составные части, которые можно вернуть как на прежние места, так и составить по-другому. В это время родители могут заметить, что ребенку нравится все ломать, то есть анализировать. Освоив во всех подробностях эту процедуру, кроха приступает к синтезу и, наконец, перестает только ломать, а и сам начинает строить башенку, ставить кубик на кубик, чинить машину и т.д. Здесь помогают ИГРУШКИ, ДЕТАЛИ КОТОРЫХ МОЖНО РАЗДЕЛЯТЬ И СОЕДИНЯТЬ (конструкторы, кольца-паззлы, игрушки на липучках и др.).
Параллельно с развитием этих мыслительных операций (анализ, синтез) возрастает интерес к разнообразию предметного мира и функций разных предметов (мячик катают, ложку подносят ко рту, молотком стучат, у пульта нажимают кнопки, в телефон говорят, ключ вставляют в замок и т.д.). Основным в деятельности малыша сейчас становится уже не ощупывание и восприятие предмета, а действие с ним. Поэтому, покупая игрушку, попробуйте сами, сколько разных действий можно с ней совершить и отдавайте предпочтение МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ИГРУШКАМ. Начинается эра предметных игр и в доме появляется много разных ПРЕДМЕТОВ (молоток, пила, каталка, посуда, врачебные принадлежности, транспорт и много другого).
Освоив предметную игру как таковую, малыш начинает взаимодействовать разными предметами. Например, загрузить кубики в машину, отвезти, высыпать; загрузить кукол, отвезти, высыпать. Все это означает, что он освоил функции предметов и знает, что с ними можно делать.
Ролевая игра появляется тогда, когда предмет может делать что-то сам (заяц боится, его надо прятать, крокодил кусается, кукла падает и плачет и ее надо жалеть и т.д.). Начинается эра ИГРУШЕК-ПЕРСОНАЖЕЙ. Не удивляйтесь, если на начальном этапе ролевой игры, чтобы пожалеть куклу ребенок сначала будет бросать ее на пол, чтобы она заплакала. У игрушки появляется роль: это уже не кусок меха с пуговицами, а живая ляля с глазками, плачем и кучей разных желаний, которые ребенок призван удовлетворять (кормить, гулять, купать, спать укладывать). Игрушка начинает самостоятельную жизнь в качестве персонажа, по отношению к которому ребенок осуществляет конкретную деятельность-опеку. Обучение и опека игрушки позволяет ребенку лучше освоить то, чему его самого учат взрослые, когда он сам передает опыт «следующему, более младшему поколению» в лице игрушек. Затем роли появляются и у людей, включая самого играющего (начинаются игры в детский сад, врача, школу, парикмахерскую, магазин, мастерскую). В ролевых играх он учится общаться. Сначала не напрямую с другим ребенком, а опосредованно через игрушку, от лица которой он говорит, а позже через свою роль, которую он играет. До 3-х лет полноценная совместная игра практически не возможна. Ребята играют параллельно, каждый во что-то свое. Полноценно удовлетворяющей в этом возрасте является игра со взрослым, который может подстроиться под желания и правила игры своего ребенка.
После 3-х лет начинается совместная игра, где ребенок может уже сам подстраиваться под правила игры, установленные сверстником и получать от этого удовольствие – самое время для того, чтобы пойти в детский сад.